
Автомобили "конструкторы". В чем опасность?
На первый взгляд покупка автомобиля кажется простой: нашёл подходящую машину, оформил сделку и стал её владельцем. Однако в последние годы в Казахстане всё чаще происходят случаи конфискации транспортных средств, даже если их владельцы являются добросовестными покупателями. Причина кроется в незаконном ввозе и оформлении автомобиле.
Почему это происходит
Президент ассоциации автоэкспертов и аудиторов Qazautostandart Ербол Сейпилов отмечает, что на границе ежегодно выявляют сотни автомобилей с нарушениями: от несоблюдения технических регламентов до перебитых VIN-номеров и опасных конструктивных изменений.
«Мы видим десятки таких машин. Их ввозят в виде “конструкторов”, подделывают VIN-номера и документы, а затем продают на рынке», — поясняет эксперт.
Даже честный покупатель может внезапно лишиться автомобиля, если он оказался в списке таких нарушителей.
Основные риски
Главные опасности покупки нелегального авто — это:
-
отсутствие заводской гарантии;
-
сложности с техобслуживанием;
-
возможные финансовые потери, если обнаружатся проблемы с таможенными пошлинами или поддельные сертификаты соответствия.
Кроме того, такие автомобили часто не соответствуют экологическим нормам и могут быть опасны из-за некачественных конструктивных переделок.
Действия государства
После громких случаев 2021 года проверки на границах стали жёстче. В прошлом году инспектировали около 2800 машин, и у многих были выявлены фальшивые документы, в основном на автомобили китайского производства. Проблемы касались систем питания, шасси, узлов и агрегатов, не соответствующих техрегламентам.
Особое внимание уделили работе испытательных лабораторий. Некоторые из них выдавали сертификаты безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), не проводя фактических проверок — документы оформляли ещё до ввоза автомобиля.
В результате было закрыто около 20 таких лабораторий, а сумма штрафов превысила 21 миллион тенге. Также запретили онлайн-оформление СБКТС без физического осмотра.
Что изменилось сейчас
Сегодня процесс стал прозрачнее. Введена единая электронная система ЕКТРМ, в которой в режиме реального времени фиксируются фото- и видеоматериалы прохождения автомобиля через лабораторию. Это исключает возможность фальсификации данных.
Также пересмотрены стандарты по доработке автомобилей и правила выдачи сертификатов соответствия. Теперь отменить выданный СБКТС может только государственный орган по результатам комиссионного рассмотрения, если выявлены серьёзные нарушения или несоответствие года выпуска.