Переходный рост импорта: утильсбор в России даёт толчок авто-из Казахстана
В России в сентябре опубликован проект изменений в постановление правительства, подготовленный Минпромторг России. Он предусматривает обновление формулы расчёта утильсбора — сбора, который уплачивается при ввозе или производстве автомобиля. Ранее размер взноса зависел в основном от объёма двигателя и года выпуска; однако рынок претерпевает трансформацию: всё чаще появляются мощные машины с небольшими моторами, электрокары и гибриды, у которых привычный двигатель внутреннего сгорания отсутствует.
Новая система предполагает, что ключевым фактором станет мощность двигателя — ставка будет формироваться по прогрессивной шкале: чем выше мощность, тем выше коэффициент. При этом для частных лиц, ввозящих автомобиль для личного пользования, сохраняются льготные тарифы на машины мощностью до 160 л. с.: около 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за машину старше трёх лет. Эти модели составляют около 88 % зарегистрированного автопарка за последние пять лет (на Дальнем Востоке — более 95 %). Если поправки одобрят, они вступят в силу с 1 ноября 2025 года, при этом уже уплаченные сборы не пересчитают.
В этом контексте возрастает интерес к автомобилям, ввезённым из соседнего Казахстана. По данным Федеральная таможенная служба России, владельцы свыше 30 000 машин, собранных в Казахстане, могут столкнуться с крупными доплатами по утильсбору (от 750 тыс. до 3,5 млн рублей). Автомобили марок Hyundai, Kia и Škoda, выпущенные с особых условий — и ввезённые с уплатой сниженного тарифа — теперь могут подпасть под новые требования. Владельцы жалуются на разрозненные практики: одни таможенные отделения работают по старым правилам, другие выставляют большие счета. Казахстан официально заявил, что не отвечает за внутреннюю российскую систему утильсбора.
![]()
#авто #утилисбор #Россия #Казахстан #импортавто #авторынок #таможня #гибриды #электромобили #автомобили