$512.1 €591.6 ₽6.4
32°C
Visibility: 10 km
Sunrise: 4:11 am
Sunset: 7:33 pm
Алматы
loader-image
Астана
Nur-Sultan, KZ
4:27 пп, Июн 15, 2025
temperature icon 29°C
broken clouds
Humidity 37 %
Pressure 1009 mb
Wind 11 mph
Wind Gust Wind Gust: 0 mph
Clouds Clouds: 75%
Visibility Visibility: 10 km
Sunrise Sunrise: 3:58 am
Sunset Sunset: 8:31 pm
Астана
loader-image
Шымкент
Shymkent, KZ
4:27 пп, Июн 15, 2025
temperature icon 35°C
clear sky
Humidity 16 %
Pressure 1003 mb
Wind 11 mph
Wind Gust Wind Gust: 0 mph
Clouds Clouds: 0%
Visibility Visibility: 10 km
Sunrise Sunrise: 4:44 am
Sunset Sunset: 7:59 pm
Шымкент
+7 (701) 115-30-00 г.Алматы
$512.1 €591.6 ₽6.4
32°C
Visibility: 10 km
Sunrise: 4:11 am
Sunset: 7:33 pm
Алматы
loader-image
Астана
Nur-Sultan, KZ
4:27 пп, Июн 15, 2025
temperature icon 29°C
broken clouds
Humidity 37 %
Pressure 1009 mb
Wind 11 mph
Wind Gust Wind Gust: 0 mph
Clouds Clouds: 75%
Visibility Visibility: 10 km
Sunrise Sunrise: 3:58 am
Sunset Sunset: 8:31 pm
Астана
loader-image
Шымкент
Shymkent, KZ
4:27 пп, Июн 15, 2025
temperature icon 35°C
clear sky
Humidity 16 %
Pressure 1003 mb
Wind 11 mph
Wind Gust Wind Gust: 0 mph
Clouds Clouds: 0%
Visibility Visibility: 10 km
Sunrise Sunrise: 4:44 am
Sunset Sunset: 7:59 pm
Шымкент

Рене Д. - Редактор Последнее обновление: 14.06.2025

Сборка без прогресса | Как депутат прокомментировал состояние автопрома

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выступил с резкой критикой в адрес казахстанского автопрома, отметив, что при всей государственной поддержке отрасль продолжает работать по упрощённой и малоэффективной схеме. В своём депутатском запросе он напомнил, что автопроизводители получают значительные налоговые и таможенные льготы, а в рамках госзакупок им отдается приоритет. Однако в реальности, по его словам, большинство предприятий продолжают собирать машины «отверточным методом», что не ведет к развитию технологий и настоящей локализации.

Первоначально такие условия действительно способствовали становлению отрасли: был разрешен минимальный объём инвестиций, мелкоузловая сборка одной модели и невысокие требования по количеству выпуска. Но, по словам Жайымбетова, сегодня такие послабления уже не оправданы. Несмотря на введённые с 2021 года более жёсткие нормы — инвестиции не менее 70 млрд тенге, минимум две модели и уровень локализации 50% к 2027 году — крупнейшие игроки по-прежнему работают по старым стандартам. Это, как считает депутат, создаёт нечестные условия на рынке и препятствует притоку новых инвесторов.

Он также подчеркнул, что заявленные показатели по инвестициям и объему выпуска не выполняются. В 2023 году было собрано всего 13 тысяч автомобилей, а за 10 месяцев 2024 года — 17 тысяч, при планке в 25 тысяч. Кроме того, более 90% автомобилей продолжают собираться методом крупноузловой сборки, что фактически является просто сборкой готовых авто. При этом они официально признаются отечественной продукцией и получают господдержку, что приводит к многомиллиардным расходам бюджета. Жайымбетов привел пример расхождений в статистике импорта: Казахстан указал поставки кузовов из Китая на 424 млн долларов, тогда как китайская статистика показывает лишь 6 млн.

Также депутат указал на правовую слабость действующих механизмов: соглашения между государством и производителями носят гражданско-правовой характер, и органы не могут полноценно контролировать их выполнение. Он предложил закрепить в законе понятие мелкоузловой сборки как обязательного критерия для получения льгот, пересмотреть существующие соглашения на предмет справедливости, а также предоставить Министерству индустрии и строительства полномочия по контролю за выполнением условий промышленной сборки. Дополнительно он призвал провести межведомственную проверку по фактам расхождений в таможенной отчетности.