В России назревает «бензиновый кризис»: есть ли повод для беспокойства в Казахстане
Пока в России растут цены на топливо и фиксируются перебои с поставками, в Казахстане уверяют: ситуация под контролем. Tengri Auto разбирается, стоит ли казахстанским водителям переживать из-за проблем у северного соседа.
Россия: запрет на экспорт и рост цен
Вице-премьер России Александр Новак признал, что в некоторых регионах возникли перебои с поставками бензина, а стоимость на отдельных АЗС превысила 100 рублей за литр. Чтобы стабилизировать рынок, правительство продлило запрет на экспорт топлива до конца 2025 года и временно обнулило импортные пошлины.
Причинами кризиса эксперты называют сезонный рост спроса, внеплановые ремонты НПЗ и атаки беспилотников, из-за которых часть заводов снизила или остановила работу. Всё это сократило предложение на рынке и спровоцировало рост оптовых и розничных цен.
Казахстан: запасы есть, ситуация стабильная
Несмотря на тесные связи нефтяных рынков двух стран, в Министерстве энергетики Казахстана заявили, что оснований для паники нет.
«Запасов топлива достаточно для бесперебойного снабжения страны на ближайшие 3–4 недели. Они постоянно пополняются. Сейчас в хранилищах — 341 тысяча тонн бензина АИ-92 и 405 тысяч тонн дизельного топлива. Два НПЗ работают в штатном режиме, а Атырауский завод возобновит работу после планового ремонта с 25 октября», — сообщили в ведомстве.
В Минэнерго подчеркнули, что контролируют исполнение моратория на экспорт и поддерживают связь с региональными штабами. Ситуация на рынке ГСМ находится под постоянным мониторингом.
Возможные риски
Казахстан в основном обеспечивает себя топливом самостоятельно, но долгосрочный кризис в России может повлиять на закупочные цены на нефть и логистику в приграничных регионах.
Дополнительным фактором риска остаётся рост внутреннего потребления в осенне-зимний период: любые сбои на НПЗ быстро отражаются на рынке. Пока цены удерживаются административно — действует мораторий на повышение стоимости бензина АИ-92 и дизеля.
Что ждёт водителей
На заправках Казахстана дефицита топлива нет, цены стабильны, и АЗС работают в обычном режиме. Однако события в России делают рынок Центральной Азии более чувствительным. Если кризис затянется, Казахстану придётся балансировать между внутренними ценами и затратами на переработку.
Сейчас, по заверениям Минэнерго, беспокоиться не о чем: топливо есть, запасы пополняются, а страна готова пережить турбулентность у соседа без последствий.